Сегодня дополнительное образование детей выходит далеко за рамки традиционных внеклассных мероприятий, которые обычно направлены на решение воспитательных задач и организацию досуга школьников. Основу современного дополнительного образования составляет масштабный образовательный блок, компенсирующий удовлетворение когнитивных, коммуникативных и иных потребностей детей, нереализованных в рамках предметного обучения в школе. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Как развить уважение к труду? Как привить любовь и интерес к декоративно-прикладному искусству? У каждого педагога ответ на эти вопросы свой, исходя из его опыта, знаний, любви к детям. Вот и передо мной встал этот вечный вопрос. КАК? Как сделать так, чтобы дети на мои занятия не просто шли, а шли с удовольствием? Как мне построить эти занятия, в какой форме их проводить? Чтобы выбрать для себя определённую методику работы с детьми я изучаю дополнительную литературу направленную на моё саморазвитие как педагога дополнительного образования. При работе стараюсь создавать определённые предпосылки для успешной деятельности детей. Поскольку формирование интереса связано с переживанием ребёнком чувства удовлетворения от своих достижений. В моё объединение приходят разные дети, с разным уровнем подготовки. Поэтому составленная рабочая программа позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения.
Мой опыт подтверждает, что многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся более доступными и понятными для детей. Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер.
Несколько мультимедийных презентаций разработанных мной по темам программы помогают интереснее знакомить детей с изучаемым материалом.
Зачастую, проводя свои занятия, я использую несколько видов организации совместной деятельности детей, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела. Вполне естественно, когда индивидуальные занятия с детьми переходят в коллективные. Очень важно непременно использовать эту нравственную установку. Всё это порождает и развивает чувство братства, единения, сопереживания. Возрастные особенности младших школьников таковы, что ребенок в конце занятия хочет получить результат в виде законченного оформленного изделия. А это ввиду сложности и трудоемкости вязания для некоторой части группы невозможно на начальном этапе обучения. Поэтому практикуется участие детей в долгосрочной коллективной работе, которая заранее не распределена между кем бы то ни было. Именно тогда, когда ребёнку ещё не по силам работать над одним изделием несколько занятий, или по разным причинам он не может сделать индивидуальную поделку, «палочкой-выручалочкой» служат лежащие наготове заготовки для основы коллективной работы. Так например такие коллективные работы как: «Осенний букетик», «Триколор», «Сова», «Дерево надежды», «Шкатулочка». Даже несущественная степень участия в их изготовлении повышает самооценку ребёнка. Ещё один вид коллективных работ я использую в разновозрастной группе. Где обсуждаю с детьми такую идею для творчества, в реализации которой посильно могут принять участие все учащиеся группы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Приоритетом такой работы становится активность, самостоятельность, ответственность за результаты своего труда. Старшие дети выполняют более сложные участки работы, младшие – менее сложные. Главный акцент ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Так же не редко на занятиях предлагаю каждому из обучающихся попробовать себя в качества педагога, наставника. Такой вид работы, на мой взгляд, дает каждому ребенку чувство уверенности в себе и вызывает живой интерес, эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность детей, желание по своему отобразить увиденное. Результатом деятельности конечно же являются выставки, участие детей в различных конкурсах и получение грамот и дипломов. Наше объединение «Рукоделие», это дружный коллектив единомышленников в составе педагога и детей. Можно с уверенностью сказать, что воспитанники объединения в процессе работы испытывают вдохновение, радость от выполненной работы, а многое из того, что они выполнили своими руками, доставляет их родителям и окружающим людям подлинную радость от встречи с рукотворной красотой.